Что происходит в мозге вашего ребенка, когда вы читаете ему книгу
«Хочу сказку про трех медведей!»
 
Современные родители, няни и учителя стоят перед выбором, как именно выполнить эту просьбу. Можно прочитать книжку, посмотреть мультфильм, послушать аудиокнигу или вообще попросить об этом голосовой помощник — Сири или Алексу.
 
Недавно опубликованное исследование рассказывает о том, что происходит в мозге вашего ребенка в каждой из этих ситуаций. По словам одного из исследователей, профессора Джона Хаттона, возникает «эффект Машеньки из “Трех медведей”»: какие-то из этих способов рассказать сказку «не по размеру» маленькому ребенку, а какие-то в самый раз.
 
Профессор Хаттон занимается изучением истоков формирования способности читать и писать. В описываемом исследовании 27 детям в возрасте около 4 лет делали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) во время знакомства со сказкой. Им были предложены 3 способа: аудиокнижка, книжка с картинками и звуковым сопровождением и мультфильм. Пока дети слушали / читали / смотрели сказку, томограф сканировал работу определенных участков головного мозга и их коннективность (термин в нейробиологии, означающий взаимодействие различных связей и структурных элементов головного мозга — Прим.ред).
 
«В основе нашего исследования лежало представление о том, какие области мозга задействуются во время знакомства со сказкой», — объясняет Хаттон. Первая — речевые центры. Вторая — области зрительного восприятия. Третья — отвечающая за зрительные образы. Четвертая — так называемая сеть пассивного режима работы мозга, отвечающая за внутреннюю рефлексию и придание чему-либо значений и смыслов.
 
Сеть пассивного режима работы мозга включает в себя участки мозга, которые задействуются тогда, когда от человека не требуется активная концентрация на задаче, поскольку действие многократно опробовано и доведено до автоматизма.
 
Если использовать термин Хаттона «эффект Машеньки из “Трех медведей”», вот что обнаружили исследователи:
 
Когда дети слушали аудиокнигу, наблюдалась активация речевых центров, но коннективность в целом была низкой. «Это означало, что детям было трудно понять содержание».
 
При просмотре мультфильма наблюдалась высокая активация зон слухового и зрительного восприятия, однако в этих условиях функциональная коннективность была значительно ниже. «Работа речевых центров затруднялась», — комментирует Хаттон. «Мы трактуем это как то, что мультфильм делает всю работу за ребенка. Дети тратили большую часть энергии на то, чтобы просто понять, о чем идет речь в мультфильме». Понимание сказочного сюжета ребенком в данном случае было самым слабым.
 
Книжка с картинками была для детского мозга тем, что Хаттон назвал «в самый раз».
 
Когда дети видят иллюстрации, активность речевых центров немного снижается по сравнению с тем, когда они прослушивают аудиокниги. В этом случае ребенок концентрируется не только на словах, но и использует картинки как подсказки, чтобы лучше понять историю.
 
«Дайте им картинку и им будет, над чем работать», — объясняет Хаттон. «Тогда как при просмотре мультика сказочная история буквально сваливается на ребенка, и ему совсем не нужно трудиться».
 
Особенно важно, что во время чтения ребенком книжки с картинками исследователи увидели возросший уровень коннективности всех областей мозга, изучаемых в этом эксперименте: речевых центров, областей визуального восприятия, зон, отвечающих за воображение и сети пассивного режима работы мозга.
 
«У детей в возрасте 3-5 лет области мозга, отвечающие за воображение и пассивный режим работы мозга, созревают позже, и для интеграции с остальными участками мозга им требуется практика», — объясняет Хаттон. «Избыточный просмотр мультфильмов может мешать этому процессу».
 
Когда мы читаем детям книги, они трудятся больше, чем мы можем увидеть. «Благодаря этому они тренируют “мышцы”, отвечающие за оживление картинок у них в голове».
 
Профессора Хаттона беспокоит, что в долгосрочной перспективе «дети, которые смотрят слишком много мультфильмов, находятся в зоне риска: процессы интеграции в их мозге не происходят должным образом».
 
Детский мозг, перегруженный необходимостью понимать язык без достаточной практики, хуже справляется с задачей формирования мысленного образа прочитанного и осмыслением содержания сказки. Это делает ребенка противником чтения, поскольку его мозг не очень хорошо подготовлен к получению того, что может дать книга.
 
Важное замечание: из-за ограничений метода фМРТ, при котором нужно лежать неподвижно, ученым в данном случае не удалось полностью воссоздать естественные условия, когда ребенок смотрит и слушает сказку с картинками на коленях у мамы или папы.
 
В проведенном эксперименте отсутствовали эмоциональная связь и тактильный контакт, поясняет профессор Хаттон. А также отсутствовало так называемое «диалогическое чтение», предполагающее, что тот, кто читает, указывает ребенку на незнакомые или необычные слова или говорит «найди мне на картинке кошку». Это целый отдельный слой в формирования навыка чтения.
 
Конечно, в идеальном мире мы всегда рядом, чтобы почитать ребенку книгу. Но так бывает не всегда, и результаты этого небольшого исследования предполагают, что если родители все-таки выбирают электронное устройство, то нужно отдать предпочтение простейшей версии электронной книги с картинками перед мультиком или аудиокнигой.
 
NPR.org
N.N
Теги : Что - происходит - в - мозге - вашего - ребенка, - когда - вы - читаете - ему - книгу -
Трансляция
Mail Yazdır Комментировать
21-06-2018 10:55 - 527 раз(а) прочитано
ЭТО ИНТЕРЕСНО
17-07-2018 10:07 В Иордании нашли древнейшую лепешку хлеба
05-07-2018 11:41 Индонезийка бесследно исчезла и объявилась на том же месте спустя полтора года
04-07-2018 16:24 В Египте обнаружили загадочный гигантский саркофаг - ФОТО
04-07-2018 15:35 В Африке среди лета неожиданно выпал снег - ФОТО
02-07-2018 16:54 Раскрыта тайна строительства Стоунхенджа
29-06-2018 14:29 Фотографии С Дронов: Лучшее Со Всего Мира
27-06-2018 11:33 В США с неба свалилось облако-трансформер - ВИДЕО
21-06-2018 10:55 Что происходит в мозге вашего ребенка, когда вы читаете ему книгу
20-06-2018 14:40 Грузия планирует выращивать виноград на Марсе
18-06-2018 11:24 Далай-лама поделился простым секретом счастья
12-06-2018 14:23 Обезьяны стали скорбить от потери "сородича" - ВИДЕО
08-06-2018 12:57 В Норвегии медведь застрял в окне отеля - ВИДЕО
05-06-2018 10:56 Язык тела важнее мимики в определении эмоций человека
30-05-2018 09:19 В Италии найдено самое старое дерево - 1230 лет
25-05-2018 15:15 Великая шипучая война: как Coca-Cola и Pepsi захватывали мир - ФОТО

Лента новостей
Новости онлайн

СТРАНА В МИРЕ
ПОЛИТИКА СПОРТ
ЭКОНОМИКА НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
СЕМЬЯ И ЗДОРОВЬЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО
РЕЛИГИЯ

® 2012 FAKTXEBER.RU - Интернет Газета

Выбор языка:  

За опубликованные материалы редакция сайта не несёт ответственность. При использовании материалов сайта ссылка необходима


Rss - Карта сайта - Дизайн : AA Design